Краткая презентация
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей с задержкой психического развития
МДОУ "Теремок" г.Николаевска Волгоградской области
Адаптированная образовательная программа
(далее
АОП)
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад Теремок г. Николаевска Волгоградской области – это
нормативно-управленческий документ образовательного учреждения,
характеризующий специфику содержания образования и особенности
организации образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности с задержкой психического развития.
Под термином «задержка психического развития « понимаются синдромы
отставания развития психики в целом или отдельных ее ф ункций (моторных,
сенсорных, речевых, эмоционально -волевых), замедление темпа реализации
закодированных в генотипе возможностей.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
№ 273 ФЗ.
Федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного образования (ФГОС ДО).
Срок реализации Программы – 2 года.
старший дошкольный возраст (5-6 лет)
ребенок на пороге школы (6-8 лет)
Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание условий для образования детей ЗП Р дошкольного
возраста в группе компенсирующей
направленности, их позитивной
социализации, интеллектуального, социально -личностного, художественно эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
создавать благоприятные условия для развития и образования
детей с ЗПР в соответствии с их
возрастными, индивидуально -
типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями;
амплификации образовательных воздействий.
создавать
оптимальные условия для охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей с ЗПР;
обеспечивать психолого-педагогические условия для развития
способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и окружающим
миром;
обеспечивать
целенаправленное
комплексное
психолого-
педагогическое сопровождение ребёнка с ЗПР и квалифицированная коррекция
недостатков в развитии.
оказывать консультативную и методическую помощь родителям
в вопросах коррекционного воспитания, обучения и оздоровления детей с ЗПР.
обеспечивать
проектирование
необходимые санитарно-гигиенические условия,
специальной
предметно-пространственной
развивающей
среды, создание атмосферы психологического комфорта.
Задачи части, формируемой участниками образовательных
отношений:
Формировать
духовное
начало в каждом воспитаннике
детского сада на основе ознакомления с родным краем.
Показать взаимосвязь видов искусств - музыки, литературы,
произведений изобразительного искусства.
В основе реализации АОП лежат основные подходы:
культурно-исторический
(Л.И.Божович,
Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и
др.);
личностный
(Л.И.Божович,
Л.С.Выготский,
В.В.Давыдов,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.)
К обязательным принципам, согласно ФГОС ДО, относятся следующие:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка;
учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных идах деятельности;
сотрудничество детского сада с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства;
формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания
психического развития детей с ЗПР, то есть одним из основных принципов
Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает
общность развития нормально развивающихся детей и детей с ЗПР и
основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности
развития ребенка – дошкольника.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Программа включает три основных раздела:
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Обе
части
являются
взаимодополняющие.
Образовательная деятельность
представлена в соответствии с
направлениями развития ребенка, представлено в пяти образовательных
областях, с учетом используемых комплексных и парциальных программ,
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Образовательная программа определяет содержание образования
направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
Содержательный
раздел
Программы
включает
описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие;
Программа определяет примерное содержание образовательных областей
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах
деятельности, таких как:
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды
игры),
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
другими детьми),
познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с
ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
тяжелыми нарушениями речи в общество.
В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях
реализуется программа и представляющий материально-техническое
обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, особенности
организации предметно-пространственной развивающей образовательной
среды, а также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия
реализации программы.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет
взаимодействие всех специалистов образовательного процесса.
Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и
обучения — подготовка детей к школе на занятиях.
Занятия с детьми Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся
индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгруппы
организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня
развития детей и имеют подвижный состав. В начале учебного года
специальное время отводится для обследования детей. Выявляются
индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение
программы за предыдущий период воспитания и обучения. Результаты
обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации
программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе
могут быть различными, т.е. темп «прохождения» программы может быть
разным. В этих случаях целесообразно утверждать перспективное
планирование на группу на педагогическом совете дошкольного
образовательного учреждения. Занятия по подгруппам ведутся параллельно с
работой, организуемой воспитателями. Это могут быть занятия с подгруппой
детей по изобразительному искусству (рисование, лепка, аппликация),
конструированию или прогулка, игры, наблюдения, трудовые индивидуальные
поручения, самостоятельная деятельность детей.
Музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию
проводят занятия с целой группой детей преимущественно в первой половине
дня.
Тесная взаимосвязь педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального
руководителя возможна при условии совместного планирования работы:
выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и
задач.
Должность
Учитель дефектолог
Воспитатель
Направление
работы
Педагогдефектолог отвечает
за
коррекционноразвивающую работу
в целом, проводит с
детьми групповые и
индивидуальные
занятия
создание
доброжелательной и
комфортной
обстановки в детском
коллективе,
направленной на
развитие
межличностных
отношений;
реализаци
я коррекционных и
развивающих задач с
учётом структуры
дефекта;
учёт
Содержание работы
проводит динамическое
наблюдение
за
продвижением
каждого ребенка;
проводит
занятия
в
соответствии с учебным планом в
первой половине дня по развитию
речевого
(фонематического)
восприятия
и
подготовке
к
обучению грамоте, по ознакомлению
с окружающим миром и развитию
речи, по развитию элементарных
математических представлений.
огает ему планировать
индпомивидуальные и групповые
коррекционные занятия.
проводит
общегрупповые или подгрупповые
занятия
по
изобразительной
деятельности (рисование, лепка,
аппликация),
конструированию,
организует
наблюдения
за
природными
и
общественными
объектами
в
соответствии
с
Программой.
взаимодействует со
специалистами ДОУ в рамках
индивидуальной программы
развития;
Учитель логопед
Педагог психолог
компенсаторных
возможностей детей.
планирует работу с
учётом коррекционно-развивающего
компонента.
проведени
е в течение года
диагностики речевого
развития с учётом
структуры дефекта;
разработка
индивидуальной
программы развития
совместно с
педагогами ДОУ;
консульти
рование родителей по
использованию
эффективных приёмов
для работы с
ребёнком в домашних
условиях;
Проведени
е психологической
диагностики;
Разработк
а индивидуальной
программы развития
совместно с
педагогами ДОУ;
Консульта
ционная работа с
родителями по
использованию
эффективных приёмов
для работы с
ребёнком в домашних
условиях;
Оказание
помощи всем
участникам
коррекционнообразовательного
проводит обследование
речевого
развития
с
учётом
структуры дефекта;
проводит
индивидуальную или подгрупповую
коррекционную работу;
способствует созданию
единого речевого режима в ДОУ для
закрепления результата
коррекционной работы.
Осуществляет
психологическую поддержку детям с
ОВЗ в адаптационный период;
проводит
психодиагностическую работу;
проводит
индивидуальные и подгрупповые
занятия по эмоциональному и
психическому развитию.
процесса по
формированию
толерантного
отношения в
коллективе.
Музыкальны
определен
й руководитель
ие содержания
музыкальных занятий
с учетом диагностики
и структуры дефекта;
оказание
полимодального
воздействия на
развитие
анализаторных систем
(развитие
музыкального и
фонематического
слуха, зрительного
восприятия
музыкальных образов
и передача этих
образов в движении);
участие в
работе ПМП
консилиума по
реабилитации детей с
ОВЗ и детейинвалидов.
Инструктор
создание и
по физической
реализация условий
культуре
совершенствования
физического развития
и здоровья детей в
разных
формах
организации
двигательной
активности (утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
праздники,
спортивные
соревнования,
развивает мелодикоинтонационную выразительность
речи;
закрепляет навыки в
развитии моторной функции
(способствует развитию общей,
ручной, пальцевой, моторики,
мимики);
осуществляет подбор
музыко - терапевтических
произведений, речевого, певческого
материала, адекватного речевому
развитию ребёнка;
разрабатывает
программу изучения и наблюдения
за ребенком на музыкальных
занятиях.
отслеживает динамику
развития у ребенка музыкально –
ритмических видов деятельности.
изучает и развивает
двигательную сферу ребенка:
(общую и мелкую моторику,
статический и динамический
праксис, координацию и
согласованность движений,
смысловую организацию движений,
умение выполнять действия по
показу и речевой инструкции);
проводит подгрупповые
и индивидуальные занятия с учётом
особенностей физического и
психического развития;
использует специальные
подвижные игры и
т.п.).
сохранени
е и укрепление
физического и
психического
здоровья ребенка;
упражнения, которые способствуют
тренировке правильного дыхания,
удлиненного выдоха, развитию
темпо – ритмической организации;
участвует в выборе
методов закаливания ребенка с ОВЗ,
даёт практические советы
родителям и педагогам.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее
влияние на его развитие, на формирование личности велико.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько
четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они
должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу,
решающими общие задачи.
Педагоги стремятся активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого
развития детей;
проведение целенаправленной и систематической работы по общему,
развитию детей согласно рекомендациям специалистов, которые выступают в
роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
В целях проведения эффективной коррекционно-развивающей работы с
детьми родителям предлагаются разнообразные формы взаимодействия:
проведение опросов, анкетирование; родители могут получить информацию
через информационные стенды, создание памяток, дни открытых дверей,
консультации (индивидуальные, групповые), родительские собрания,
совместные проекты и праздники.